Выставочную экспозицию  «Русские войска во Франции и на Балканах (1916-1918) в истории и памяти России и Европы», торжественное открытие которой состоялось в Центральном музее Вооруженных Сил 16 мая 2019 года, в день начала работы одноименной международной конференции, смело можно назвать уникальной. Идея и концепция ее проведения  была предложена музею  представителями   Фонда, поскольку при подготовке конференции, в результате длительной целенаправленной поисковой и исследовательской  работы с потенциальной аудиторией, ими было выявлено у российских и зарубежных участников, а также у потомков воинов корпуса, с которыми работает Фонд,  большое  количество уникальных фотографий и документов. 

00выставка зрители
01диорама 1

Столь представительная коллекция, посвященная истории Русского экспедиционного корпуса, впервые была собрана воедино. Как специалистам-историкам, так и широкой аудитории были интересны и  новые   документы о РЭК из государственных  и личных архивов.

02аНиконов открытие выставки

ЦМВС, в свою очередь, располагает уникальным собранием подлинных документов и предметов, связанных с историей Первой мировой войны (оружие, формы одежды, плакаты, боевые знамена и др.), в том числе непосредственно связанных с историей РЭК, например,  личные вещи участников корпуса. Эти экспонаты стали солидной базой для создания экспозиции. Помимо раритетов из фондов ЦМВС  и его филиала – Музея истории военной формы одежды, весомый  вклад в создание экспозиции, по иициативе и при организационной поддержке Фонда,  внесли известные коллекционеры из России, Франции и Греции.

02б-выставка мундир
02в-награды

Ряд экспонатов  стал иллюстрацией к темам конференции – их предоставили потомки воинов корпуса и исследователи.

03малиновский1
04малиновский2
0202

Пулеметчик 2-го Особого пехотного полка ефрейтор Родион Яковлевич Малиновский запомнил при отправлении во Францию из японского в те годы порта Дайрен (Дальний) пламенную речь командира своего полка полковника М.Д. Нечволодова, что когда-нибудь  русские сюда еще вернутся. Волей судьбы именно  он, бывший ефрейтор 2-го полка и Русского легиона, в 1945 году, уже командующий Забайкальским фронтом в звании Маршала Советского Союза,  подписал приказ о капитуляции командующему Квантунской армии. Участвовал в разгроме этой  армии и его бывший соратник по 1-й Особой пехотной бригаде – командующий артиллерией 1-го Дальневосточного фронта генерал Г.Е. Дегтярев.

06малиновский
07дегтярев

Иллюстрациями к докладу на конференции послужили уникальные документы и  экспонаты из семейных  архивов военачальников  и фондов ЦМВС.

Необычна история   обер-офицера  1-го Особого пехотного полка В. С. Бодько, впоследствии – участника французского Сопротивления, и возвращения семьи Бодько-Манжан из Франции в 1950-е гг.  На выставке были   представлены его бинокль, погон поручика 1-го особого полка, фуражка, офицерское снаряжение, портфель, одежда, записная книжка и др.

09диорама 2
10никольцеос болгария
11рожок

В разделе о боевых действиях Особых бригад  во Франции и на Балканах среди подлинников –  русские и французские боевые награды и знаки  участников корпуса, комплект наград германского солдата, воевавшего на участке фронта напротив русских войск, различное  боевое оружие того времени, каска Адриана, и даже горн. Диорама представляет сцену боя с участием  пулеметного расчета русских Особых бригад. Известный   греческий коллекционер,  главный советник Правления Военного музея в Афинах, полковник  В. Никольциос  предоставил  вещи, принадлежавшие во время Первой мировой войны  воинам британской, французской, сербской, итальянской, греческой,  болгарской армии  – обмундирования, предметов  быта, печатных материалов.

Русский легион чести, созданный  в начале 1918 г. из числа добровольцев расформированных Особых бригад,  оставался практически единственной частью бывшей Русской императорской армии,  продолжавшей сражаться до последнего дня Первой мировой.  Среди экспонатов раздела  – уникальная подборка вещей воина легиона, Георгиевского кавалера Василия Васечкина: от  фото, где  маршал Петэн вручает  ему Военный крест осенью 1918 года, до  боевого трофея: немецкие серебряные карманные часы конца 19 века с подлинной фигурной  цепочкой и заводным ключом, с надписью о принадлежности германскому офицеру.

14Васечкин3

Часть экспозиции посвящена тому, как протекала повседневная жизнь русских воинов  вдали от родины,  чем был заполнен досуг. Здесь подлинные предметы их быта из частных коллекций,   например чарка с надписью, принадлежавшая воину корпуса, или  складная солдатская зажигалка из стали и бронзы,   в виде французской монеты 5 франков. Коллекционер Ж-К. Фомбарон (Франция) предоставил экспонаты, связанные с пребыванием русских солдат во Франции.

В истории русских войск во Франции и на Балканах немало моментов, связанных с Православием. Это и подвиги полковых священников, многие из которых пришли в полки уже с опытом участия в боевых действиях во время русско-японской или Первой мировой войны, и династия военных священнослужителей, и русские монахи с Афона, вступившие в ряды Особых бригад на Салоникском фронте, и история франко-русской военной экспедиции на Афон в 1917 году.

Не менее интересны истории походных храмов бригад, в том числе иконостасов для них, созданных известными художниками Д. С. Стеллецким и С.С. Соломко.

В разделе — фото из архивов Афона, которые предоставил известный фотохудожник,  Представитель Русского Св.-Пантелеймонова монастыря Св. Горы Афон К.Асимис; подлинные иконы, принадлежавшие воинам;  фото и документы нижегородской династии военных священников Цветаевых (дед полкового священника РЭК о. Николая (Цветаева), по воинским наградам уже в 1916 г. причисленного к дворянскому сословию, также священник, был награжден в военной кампании 1812 г., а сын о. Николая, офицер, воевал в Русском легионе).

Одна из страниц творчества художника С. С. Соломко, известного как иллюстратор и автор эскизов костюмов знаменитого «Русского бала» в царском дворце,  связана с РЭК – он создал иконостас одного из  походных храмов корпуса, а после войны – икону св. Георгия Победоносца в память о  воинах РЭК для русского храма в Париже. Его работы  были  представлены на открытках (из коллекции  ИД «Крепостнов»).

Экспозиция поведала и об  истории памятников воинам русских войск во Франции и на Балканах, а также  о наиболее интересных судьбах «хранителей памяти» о воинах: были представлены фото и документы  из архива Всехсвятского скита близ единственного русского воинского кладбища во Франции  в Сент-Илер-ле-Гран, возникшего как место упокоения воинов корпуса, и  модели памятников воинам.

0303
20памятник2
22памятник4

Отдельно  освещались  незаурядные судьбы людей, связанных с историей русских войск во Франции и на Балканах. В их числе  — псковский поэт Никандр Алексеев,  в составе корпуса воевавший во Франции, где в тот период вышли три книги его стихов. После возвращения на родину Н. Алексеев сыграл важную роль в  организации Пушкинского музея-заповедника. Представлены  семейные реликвии: фотографии, документы и  книга «Венок павшим», посвященная боевым товарищам – рецензию на нее написал Н.С.Гумилев, также имевший непосредственное отношение к РЭК (Париж, 1917; оформление книги выполнено известными художниками М. Ларионовым и Н. Гончаровой).

23Никандр (1)
0404

Воевал в составе корпуса и другой  поэт, Н. Черешнев (Новиков), чьи рассказы и стихи нередко публиковались в столичных журналах. Прапорщик Новиков погиб на фронте в Шампани, возвращаясь из разведки  6 декабря 1916  года. Когда его тело вынесли с поля боя, в кармане его френча боевые друзья обнаружили листок бумаги, на котором было написано его последнее литературное произведение – стихотворение в прозе «Моей Родине». Журнал «Нива» за 1918 год, где оно было опубликовано, также увидят посетители выставки.

«Из прекрасной Франции я вижу тебя, моя милая и далекая, бесконечно родная и бесконечно любимая Родина. Мое сердце тянется к тебе и грустит непонятной грустью, вместе с твоими широкими, необъятными просторами.

О чем оно грустит? Нет, не знаю, не понимаю, как не понимаю, родная, и твоей грусти, так она непередаваема и неразгаданна; но она волнует меня, своей тихой болью, и ее сердце тянется к тебе, далекой, любимой.

Я грущу по твоим лесам дремучим, по твоим зеленым приволжским полям, среди которых лентой могучей развернулась наша красавица – Волга. Я грущу по тебе, мой родной старый дед – мой угрюмый – Урал.

И по вас я грущу, белые тихие стены старинных монастырей, утренние, на заре колокольные звоны. Грущу и по вас, широкие казацкие степи – ваш шелковый ковыль грезится мне, и наше южное солнце целует мои щеки…

Я люблю тебя…

Я люблю тебя, моя милая, грустная такая, бесконечно родная, бесконечно любимая Родина. Как влюбленный, пламенным сердцем тянусь я к тебе и грущу о том, что мы далеки друг от друга…

Далеки, далеки…

С любовной надеждой смотрю вдаль, — когда наступит этот день, когда мы встретимся и улыбнемся. Будь счастлива, моя родная. – Храни тебя Бог! Я верю: мы встретимся и улыбнемся…

А если не встретимся?..

Тогда прости меня и, как мать родная, благослови своего сына из своего прекрасного, грустного далека, — и я услышу это благословение, пойму его влюбленным сердцем и улыбнусь.

И улыбнувшись под твоей последней лаской, навсегда закрою глаза…»