Выставочную экспозицию «Русские войска во Франции и на Балканах (1916-1918) в истории и памяти России и Европы», торжественное открытие которой состоялось в Центральном музее Вооруженных Сил 16 мая 2019 года, в день начала работы одноименной международной конференции, смело можно назвать уникальной. Идея и концепция ее проведения была предложена музею представителями Фонда, поскольку при подготовке конференции, в результате длительной целенаправленной поисковой и исследовательской работы с потенциальной аудиторией, ими было выявлено у российских и зарубежных участников, а также у потомков воинов корпуса, с которыми работает Фонд, большое количество уникальных фотографий и документов.
Столь представительная коллекция, посвященная истории Русского экспедиционного корпуса, впервые была собрана воедино. Как специалистам-историкам, так и широкой аудитории были интересны и новые документы о РЭК из государственных и личных архивов.
ЦМВС, в свою очередь, располагает уникальным собранием подлинных документов и предметов, связанных с историей Первой мировой войны (оружие, формы одежды, плакаты, боевые знамена и др.), в том числе непосредственно связанных с историей РЭК, например, личные вещи участников корпуса. Эти экспонаты стали солидной базой для создания экспозиции. Помимо раритетов из фондов ЦМВС и его филиала – Музея истории военной формы одежды, весомый вклад в создание экспозиции, по иициативе и при организационной поддержке Фонда, внесли известные коллекционеры из России, Франции и Греции.
Ряд экспонатов стал иллюстрацией к темам конференции – их предоставили потомки воинов корпуса и исследователи.
Пулеметчик 2-го Особого пехотного полка ефрейтор Родион Яковлевич Малиновский запомнил при отправлении во Францию из японского в те годы порта Дайрен (Дальний) пламенную речь командира своего полка полковника М.Д. Нечволодова, что когда-нибудь русские сюда еще вернутся. Волей судьбы именно он, бывший ефрейтор 2-го полка и Русского легиона, в 1945 году, уже командующий Забайкальским фронтом в звании Маршала Советского Союза, подписал приказ о капитуляции командующему Квантунской армии. Участвовал в разгроме этой армии и его бывший соратник по 1-й Особой пехотной бригаде – командующий артиллерией 1-го Дальневосточного фронта генерал Г.Е. Дегтярев.
Иллюстрациями к докладу на конференции послужили уникальные документы и экспонаты из семейных архивов военачальников и фондов ЦМВС.
Необычна история обер-офицера 1-го Особого пехотного полка В. С. Бодько, впоследствии – участника французского Сопротивления, и возвращения семьи Бодько-Манжан из Франции в 1950-е гг. На выставке были представлены его бинокль, погон поручика 1-го особого полка, фуражка, офицерское снаряжение, портфель, одежда, записная книжка и др.
В разделе о боевых действиях Особых бригад во Франции и на Балканах среди подлинников – русские и французские боевые награды и знаки участников корпуса, комплект наград германского солдата, воевавшего на участке фронта напротив русских войск, различное боевое оружие того времени, каска Адриана, и даже горн. Диорама представляет сцену боя с участием пулеметного расчета русских Особых бригад. Известный греческий коллекционер, главный советник Правления Военного музея в Афинах, полковник В. Никольциос предоставил вещи, принадлежавшие во время Первой мировой войны воинам британской, французской, сербской, итальянской, греческой, болгарской армии – обмундирования, предметов быта, печатных материалов.
Русский легион чести, созданный в начале 1918 г. из числа добровольцев расформированных Особых бригад, оставался практически единственной частью бывшей Русской императорской армии, продолжавшей сражаться до последнего дня Первой мировой. Среди экспонатов раздела – уникальная подборка вещей воина легиона, Георгиевского кавалера Василия Васечкина: от фото, где маршал Петэн вручает ему Военный крест осенью 1918 года, до боевого трофея: немецкие серебряные карманные часы конца 19 века с подлинной фигурной цепочкой и заводным ключом, с надписью о принадлежности германскому офицеру.
Часть экспозиции посвящена тому, как протекала повседневная жизнь русских воинов вдали от родины, чем был заполнен досуг. Здесь подлинные предметы их быта из частных коллекций, например чарка с надписью, принадлежавшая воину корпуса, или складная солдатская зажигалка из стали и бронзы, в виде французской монеты 5 франков. Коллекционер Ж-К. Фомбарон (Франция) предоставил экспонаты, связанные с пребыванием русских солдат во Франции.
В истории русских войск во Франции и на Балканах немало моментов, связанных с Православием. Это и подвиги полковых священников, многие из которых пришли в полки уже с опытом участия в боевых действиях во время русско-японской или Первой мировой войны, и династия военных священнослужителей, и русские монахи с Афона, вступившие в ряды Особых бригад на Салоникском фронте, и история франко-русской военной экспедиции на Афон в 1917 году.
Не менее интересны истории походных храмов бригад, в том числе иконостасов для них, созданных известными художниками Д. С. Стеллецким и С.С. Соломко.
В разделе — фото из архивов Афона, которые предоставил известный фотохудожник, Представитель Русского Св.-Пантелеймонова монастыря Св. Горы Афон К.Асимис; подлинные иконы, принадлежавшие воинам; фото и документы нижегородской династии военных священников Цветаевых (дед полкового священника РЭК о. Николая (Цветаева), по воинским наградам уже в 1916 г. причисленного к дворянскому сословию, также священник, был награжден в военной кампании 1812 г., а сын о. Николая, офицер, воевал в Русском легионе).
Одна из страниц творчества художника С. С. Соломко, известного как иллюстратор и автор эскизов костюмов знаменитого «Русского бала» в царском дворце, связана с РЭК – он создал иконостас одного из походных храмов корпуса, а после войны – икону св. Георгия Победоносца в память о воинах РЭК для русского храма в Париже. Его работы были представлены на открытках (из коллекции ИД «Крепостнов»).
Экспозиция поведала и об истории памятников воинам русских войск во Франции и на Балканах, а также о наиболее интересных судьбах «хранителей памяти» о воинах: были представлены фото и документы из архива Всехсвятского скита близ единственного русского воинского кладбища во Франции в Сент-Илер-ле-Гран, возникшего как место упокоения воинов корпуса, и модели памятников воинам.
Отдельно освещались незаурядные судьбы людей, связанных с историей русских войск во Франции и на Балканах. В их числе — псковский поэт Никандр Алексеев, в составе корпуса воевавший во Франции, где в тот период вышли три книги его стихов. После возвращения на родину Н. Алексеев сыграл важную роль в организации Пушкинского музея-заповедника. Представлены семейные реликвии: фотографии, документы и книга «Венок павшим», посвященная боевым товарищам – рецензию на нее написал Н.С.Гумилев, также имевший непосредственное отношение к РЭК (Париж, 1917; оформление книги выполнено известными художниками М. Ларионовым и Н. Гончаровой).
Воевал в составе корпуса и другой поэт, Н. Черешнев (Новиков), чьи рассказы и стихи нередко публиковались в столичных журналах. Прапорщик Новиков погиб на фронте в Шампани, возвращаясь из разведки 6 декабря 1916 года. Когда его тело вынесли с поля боя, в кармане его френча боевые друзья обнаружили листок бумаги, на котором было написано его последнее литературное произведение – стихотворение в прозе «Моей Родине». Журнал «Нива» за 1918 год, где оно было опубликовано, также увидят посетители выставки.
«Из прекрасной Франции я вижу тебя, моя милая и далекая, бесконечно родная и бесконечно любимая Родина. Мое сердце тянется к тебе и грустит непонятной грустью, вместе с твоими широкими, необъятными просторами.
О чем оно грустит? Нет, не знаю, не понимаю, как не понимаю, родная, и твоей грусти, так она непередаваема и неразгаданна; но она волнует меня, своей тихой болью, и ее сердце тянется к тебе, далекой, любимой.
Я грущу по твоим лесам дремучим, по твоим зеленым приволжским полям, среди которых лентой могучей развернулась наша красавица – Волга. Я грущу по тебе, мой родной старый дед – мой угрюмый – Урал.
И по вас я грущу, белые тихие стены старинных монастырей, утренние, на заре колокольные звоны. Грущу и по вас, широкие казацкие степи – ваш шелковый ковыль грезится мне, и наше южное солнце целует мои щеки…
Я люблю тебя…
Я люблю тебя, моя милая, грустная такая, бесконечно родная, бесконечно любимая Родина. Как влюбленный, пламенным сердцем тянусь я к тебе и грущу о том, что мы далеки друг от друга…
Далеки, далеки…
С любовной надеждой смотрю вдаль, — когда наступит этот день, когда мы встретимся и улыбнемся. Будь счастлива, моя родная. – Храни тебя Бог! Я верю: мы встретимся и улыбнемся…
А если не встретимся?..
Тогда прости меня и, как мать родная, благослови своего сына из своего прекрасного, грустного далека, — и я услышу это благословение, пойму его влюбленным сердцем и улыбнусь.
И улыбнувшись под твоей последней лаской, навсегда закрою глаза…»